17.03.2021

Внутренний аудит. Последовательность действий и нюансы разработки процесса внутреннего аудита. Часть 1.

Автор статьи: Сергей Наривончик (инженер по качеству и безопасности пищевой продукции АО "РеалКапс")
Уже стало доброй традицией публиковать серию материалов, которые всесторонне и подробно исследуют какую-то одну, определенную, проблему.

В прошлых материалах Сергея Наривончика на эту тему разработки и построения систем менеджмента на предприятии мы рассмотрели, как управлять несоответствиями и какое специализированное программное обеспечение (ПО) при работе системы менеджмента необходимо применять.

Третья статья из цикла будет посвящена разработке процесса внутреннего аудита.

На многих предприятиях внутренний аудит используют только для подготовки организации к сертификации и/или к надзорному аудиту, и часто этот процесс носит лишь формальный характер. На самом деле функционал, заложенный в процесс внутреннего аудита, намного глубже и шире. Он относится к одному из основных элементов развития системы менеджмента на предприятии, и, как следствие, самого предприятия. Правильно выстроенная система менеджмента помогает организации легче справляться со спадами и способствует достижению успеха и процветания компании.

Внутренний аудит не может существовать без управления несоответствиями, которые являются обязательным элементом при проведении внутренних аудитов.

Управление несоответствиями, в свою очередь, может являться и отдельным процессом, когда несоответствия выявляются вне рамок внутреннего аудита.

Процесс управления несоответствиями рассмотрен в статье «Организация процесса управления несоответствиями. проблемы и способы реализации», с которой можно познакомиться в журнале «Мясные технологии», № 11 за 2020 г.).

Внутренний аудит (проверка) систем менеджмента (ISO 19011) – систематически осуществляемый, независимый и документируемый процесс получения объективных свидетельств и их объективного оценивания в целях установления (определения) степени соответствия критериям аудита.

Под внутренним аудитом (проверкой) систем менеджмента следует понимать аудит (проверку) систем менеджмента, проводимый самым предприятием (или от ее имени сторонней организацией) для внутренних целей, так называемый аудит (проверка) «первой стороной».

Несоответствие (ISO 9000) – невыполнение требований. Невыполнением требования является отсутствие этого требования в документах системы менеджмента и/или отсутствие его реализации при функционировании системы.

Взаимосвязь внутреннего аудита и управления несоответствиями показано на рисунке 1

Рисунок 1 Взаимосвязь внутреннего аудита и управление несоответствиями
В соответствии с требованиями международного стандарта ISO 9001 (п.0.3.2), цикл PDCA может быть применен ко всем процессам и к системе менеджмента качества в целом. Цикл Деминга PDCA (известный еще как концепция постоянного улучшения) – это аббревиатура от Plan – Do – Check – Act, или Планируй – выполняй – контролируй – анализируй.

На рисунке 2 представлена схема организации внутреннего аудита на предприятии с учетом цикла Деминга. При использовании данного цикла становится понятно, какое действие следует выполнять на каком из этапов, как следствие структурирует деятельность по внутреннему аудиту. Использование цикла Деминга позволяет постоянно развивать и совершенствовать любую деятельности, в том числе и систему менеджмента предприятия.
Рисунок 2 Действия при организации внутреннего аудита и связь с циклом Деминга
Организация процесса внутреннего аудита требует следующих вводных данных:

- перечень сотрудников – внутренних аудиторов;

- результаты предыдущих проверок (если они проводились ранее);

- перечень вопросов по проверяемому (-ым) стандарту (-ам) и дополнительным требованиям;

- перечень внутренних документов с описанием требований проверяемого (-ых) стандарта (-ов).

Подробнее о последовательности действий, которые сопровождают процесс разработки внутреннего аудита, можно будет прочитать в продолжении данной статьи.
Понравилась статья?