Уже стало доброй традицией публиковать серию материалов, которые всесторонне и подробно исследуют какую-то одну, определенную, проблему. В прошлых материалах Сергея Наривончика на эту тему разработки и построения систем менеджмента на предприятии мы рассмотрели, как управлять несоответствиями и какое специализированное программное обеспечение (ПО) при работе системы менеджмента необходимо применять. Третья статья из цикла будет посвящена разработке процесса внутреннего аудита. На многих предприятиях внутренний аудит используют только для подготовки организации к сертификации и/или к надзорному аудиту, и часто этот процесс носит лишь формальный характер. На самом деле функционал, заложенный в процесс внутреннего аудита, намного глубже и шире. Он относится к одному из основных элементов развития системы менеджмента на предприятии, и, как следствие, самого предприятия. Правильно выстроенная система менеджмента помогает организации легче справляться со спадами и способствует достижению успеха и процветания компании.
Внутренний аудит не может существовать без управления несоответствиями, которые являются обязательным элементом при проведении внутренних аудитов.
Управление несоответствиями, в свою очередь, может являться и отдельным процессом, когда несоответствия выявляются вне рамок внутреннего аудита.
Процесс управления несоответствиями рассмотрен в статье «
Организация процесса управления несоответствиями. проблемы и способы реализации», с которой можно познакомиться в журнале «Мясные технологии», № 11 за 2020 г.).
Внутренний аудит (проверка) систем менеджмента (ISO 19011) – систематически осуществляемый, независимый и документируемый процесс получения объективных свидетельств и их объективного оценивания в целях установления (определения) степени соответствия критериям аудита.
Под внутренним аудитом (проверкой) систем менеджмента следует понимать аудит (проверку) систем менеджмента, проводимый самым предприятием (или от ее имени сторонней организацией) для внутренних целей, так называемый аудит (проверка) «первой стороной».
Несоответствие (ISO 9000) – невыполнение требований. Невыполнением требования является отсутствие этого требования в документах системы менеджмента и/или отсутствие его реализации при функционировании системы.
Взаимосвязь внутреннего аудита и управления несоответствиями показано на рисунке 1