23.09.20

Можно бесконечно смотреть на огонь, воду и как работают автоматизированные системы

23 сентября состоялся очередной вебинар Food Safety Online. На этот раз он был посвящен теме автоматизации процессов, связанных с пищевой безопасностью. Конечно же, все рассмотреть за 3 часа невозможно. Поэтому, внимание уделили наиболее важным моментам автоматизации:
- внутренний аудит
- контроль параметров холодовой цепи
- автоматизация приготовления растворов.
Сегодня нашими экспертами были:
Сергей Наривончик
Инженер по качеству и безопасности пищевой продукции АО "РеалКапс"

Гуля Курбанова
Менеджер по работе с ключевыми клиентами компании "Тэсто РУС"

Александр Московкин
Специалист по оборудованию компании "ИнтерКлин"

Вот основные моменты с прошедшего вебинара:
Для продуктов, требующих охлаждения необходимо постоянно поддерживать условия микроклимата. В том числе и во время транспортировки. При этом холодовая цепь не должна прерываться. Ключевым требованием является непрерывный мониторинг температуры воздуха на всем протяжении производственной цепочки. Влажность воздуха тоже оказывает существенное влияние на сохранность продуктов. Для контроля данных параметров могут применяться WiFi логгеры Testo, которые в режиме 24/7 мониторят температуру воздуха и влажность на складах, в производственных помещениях, морозильных камерах или витринах.
Еще один важный процесс - это валидация и температурное картирование. Валидация - проверка продукта, процесса или системы на соответствие требованиям. Например, на пищевом производстве валидация может проводиться на складах для проверки всех параметров условий хранения продуктов питания. Одним из базовых процессов валидации является температурное картирование - как температура распределяется по помещению, например, склада.
Компания "Тэсто" предлагает комплексное решение по мониторингу параметров температуры и влажности на пищевых производствах с применением автоматизированной системы. Она позволяет:
- проводить постоянный мониторинг параметров на производственном участке, в камерах хранения или передержки сырья;
- проводить периодически замеры температуры сырья, полуфабрикатов или готовой продукции;
- предоставлять доступ в режиме реального времени к результатам мониторинга;
- позволяет оперативно реагировать на все изменения параметров;
- позволяет уйти от бумажных чек-листов
- дает возможность сократить трудозатраты на мониторинг параметров

Гуля Курбанова
Менеджер по работе с ключевыми клиентами компании Тэсто РУС
Часто, при организации и проведении внутренних аудитов с использованием бумажных форм и отчетов, компании сталкиваются с определенными трудностями - это высокая вероятность допустить ошибку. Когда мы заносим одну и ту же информацию несколько раз, в разные формы, то, в одном случае, ее сотрудник заносит полностью, в другом - нет, т.к. его могут отвлечь во время ведения записей или просто будет допущена ошибка. Основные проблемы в данном случае:
- организация обмена информацией
- отличие форм для ведения записей у разных сотрудников
- затруднения обработки итоговых данных
- перенос несоответствий из чек-листа в журнал
- не организован интерактивный обмен информацией
- планирование внутреннего аудита
- управление программой внутреннего аудита
Поэтому использование бумажных форм является очень трудоемким процессом и увеличивает затраты как человеческих, так и временных ресурсов.
Использование программы Excel для проведения внутреннего аудита упрощает данный процесс, но также имеет ряд сложностей. Например, при планировании внутреннего аудита все равно необходимо в ручном режиме опросить всех участников на предмет возможности его проведения в указанные сроки, а затем спланировать и занести это в таблицу.
Гораздо эффективнее использовать для этих целей специальные программы, например ПО "АУДИТ", разработчиком которой и является Сергей Наривончик. Данная программа позволяет:
- легко планировать проведение аудитов
- наглядно отображает результаты из чек-листов
- считает количество несоответствий
- автоматически формирует журнал несоответствий
- формирует отчеты о проведенном аудите и т.п.

Сергей Наривончик
Инженер по качеству и пищевой безопасности АО "РеалКапс"
Приготовление рабочих растворов моющих и дезинфицирующих средств - это процесс который можно и нужно автоматизировать. Необходимость этого обусловлена определенной сложностью процесса приготовления растворов:
- трудоемкий процесс
- возможны неточности в дозировании
- возможные ошибки сотрудников, могут перепутать средства
- концентраты препаратов представляют опасность для персонала
При этом, ошибки в процесс приготовления могут приносить существенные убытки, вплоть до миллионов рублей. Поэтому, автоматизация процесса приготовления рабочих растворов это не только повышение удобства использования, но и существенная экономия, которая, зачастую, с лихвой окупает стоимость автоматизированных систем.
Одним из примеров устройства для автоматического приготовления растворов является прибор PROMAX. Данный прибор позволяет готовить растворы для различных потребностей:
- дезинфицирующие средства для дезинфицирующих матов
- моющие средства для пеногенераторов
- моющие средства для поломоечных машин и для ручной уборки
- моющие растворы для посуды, инвентаря и тары и т.п.
Наличие различных жиклеров позволяет готовить растворы концентрацией от 0,03% до 30%, что делает возможным использование этого прибора на любом предприятии. А отсутствие каких-либо сложных механизмов или электронных компонентов существенно упрощает использование и обслуживание PROMAX.

Александр Московкин
Инженер по оборудованию компании "Интерклин"