15.06.2022

Кодекс по корпоративной этике – шаги от разработки документа до его внедрения

Автор: Председатель Экспертного совета FS, лауреат премии Food Safety Awards2022, руководитель службы качества АО «Липецкий хладокомбинат» Вера Шишиморова.
В последнее время на пищевых предприятиях и в организациях все чаще стали задумываться о повышении культуры производства. Разберемся в тонкостях вопроса и вместе разработаем Кодекс по корпоративной этике вместе с экспертом FoodSafety Верой Шишиморовой.
Вы никогда не задумывались о том, сколько времени человек проводит на работе? По усредненным данным, человек тратит на это почти четверть своей жизни! И все это время нам приходится находиться в окружении большого количества людей, взаимодействовать с ними и выполнять при этом свои профессиональные обязанности. Порой работать становится сложно из-за особого, недоброжелательного, микроклимата в коллективе. Что делать в это ситуации? Попробуем разобраться вместе.
Недопонимание как одна из проблем в коллективе

В последнее время на пищевых предприятиях и в организациях питания стали все чаще говорить о культуре производства.
Понятие культуры производства многогранно. К ней может относиться и красивая, ухоженная, территория, и порядок на своих рабочих местах, и отношение к своей работе, и взаимодействие с коллегами в трудовом коллективе, и соблюдение корпоративного стиля и порядка во внешнем виде сотрудников, и обращение с подчиненными.

Также составляющими культуры производства на предприятии могут быть технологическая и исполнительская дисциплины, профессиональный и образовательный уровень персонала, технологическая подготовка производства.

Принимая во внимание все эти аспекты, можно сказать, что культура производства - это культура общения и создания морально-психологического климата там, где мы работаем.

С этой целью на предприятиях разрабатываются документы, например, связанные с личной гигиеной и поведением персонала. Одним из них может стать еще один немаловажный документ - Кодекс по корпоративной этике.
Кодекс по корпоративной этике – это документ, который регламентирует правила для всех сотрудников организации, указывает на ценности компании, стандарты поведения персонала, деловые и этические нормы, а также убеждения, разделяемые всеми сотрудниками организации. Как правило, он включает в себя указания на недопустимые модели поведения, т.е. практически регламентирует организацию труда
При составлении данного документа рекомендую его следующую структуру:

1. Общие положения. В данном разделе указывают наименование организации, описание деятельности, миссию и цели.
2. Корпоративные этические принципы. Как правило, в данном разделе указывают основные корпоративные принципы, например, такие как: «Работать на совесть», «Гордиться званием работника Компании», «Опираться на мастерство», «Быть лидером», «Стремиться к новому», «Честность и порядочность», «Уважение», «Постоянное совершенствование», «Инициативность и активность» и прочее.
3. Ценности компании и корпоративные ценности. В данном разделе описывается история предприятия, важные аспекты деятельности и корпоративные ценности.
4. Взаимная ответственность Компании и его Работника. В этом разделе важно отметить:

· ответственность Компании перед его работниками в социальной и материальной сферах;
· ответственность работников перед Компанией. Например, «добросовестно выполнять свою работу», «делиться опытом» и прочее.

5. Общие принципы взаимодействия работников. В данном разделе необходимо указать недопущение в Компании:

· дискриминации по национальным, половым, возрастным и иным признакам;
· фамильярности в деловых отношениях. Также следует описать деловой и производственный стили одежды, принятые в Компании.

6. Общие принципы поведения руководителей и работников. Описывается следование этическим принципам, беспристрастное отношение к работникам Компании, неприемлемость любых видов протекционизма, правила взаимодействия руководителей с подчиненными.
7. Соблюдение конфиденциальности. Указываются способы и меры защиты конфиденциальной информации во избежание нанесения ущерба Компании.
8. Защита имущества Компании. В этом разделе необходимо указать использование имущества Компании по назначению, бережное отношение и ответственность лиц.
9. Охрана труда. Описываются общие правила по обеспечению условий безопасного труда в Компании.
10. Охрана окружающей среды. Данный раздел об эффективном использовании природных ресурсов, внедрении систем экологического менеджмента.
11. Взаимодействие с юридическими и физическими лицами. Следует написать о продуктивном сотрудничестве, основанном на честности, открытости, взаимном доверии и уважении.
12. Деловые партнеры. О выборе надежных деловых партнеров, репутация которых не может нанести ущерб репутации Компании.
13. Соблюдение норм данного Кодекса. Описывается, как обеспечивается процесс соблюдения Кодекса, правила ознакомления, ответственность и нарушения за их несоблюдение.
14. Заключительные положения. Указывают на правила введения в действие данного Кодекса, правила внесения изменений в редакцию документа. Обычно документ вводят в действие через Приказ руководителя организации.

Итак, Кодекс по корпоративной этике разработан и, самое сложное, казалось бы, позади! Но важно не просто создать документ, а сделать так, чтобы он был применим в действии, причем, как можно быстрее!
Что для этого рекомендуется использовать на практике:

- размещение информационного материала с цитатами и иллюстрациями о правилах поведения сотрудников по выполнению ряда требований. Например, такие как, «Правила по обработке рук на производстве», «Правила по посещению санитарных узлов», «Правила по санитарной обработке технологического оборудования» и прочее. Замечательным решением являются наглядные пособия «Азбука чистоты»;

- применение промо-продукции с фирменными слоганами. Например, информационные доски, ручки, блокноты и прочее;

- цитирование ярких пунктов Кодекса на оперативных совещаниях, планерках и деловых встречах;

- проведение соревнований внутри коллективов;

- организация и проведение совместных мероприятий, праздников и прочее.

Все это поможет создать общую корпоративную систему в Компании, отличную от других производителей, поднять коллективный иммунитет на высокий уровень, а также повлиять на повышение культуры производства.
Верность сотрудников и их самоотдача своей Компании – это такой же ощутимый капитал, как инвестиции.

Стремясь к всеобщему достижению высокой культуры производства на предприятии, его сотрудники смогут получать моральное удовлетворение от того, что работают в команде единомышленников и гордиться этим!
Понравилась статья?
ПОДЕЛИТЬСЯ ДАННОЙ СТАТЬЕЙ