01.03.2021

Дорожная карта по внедрению маркировки для готовой продукции в системе Честный знак (на примере мороженого)

Некачественная продукция, особенно в пищевой индустрии, – серьезная проблема, которая наносит физический и моральный вред покупателям, а также негативно отражается на репутации производителя. Чтобы уменьшить количество контрафактной и некачественной продукции, было принято решение разработать национальную систему маркировки «Честный знак».

Данная система была запущена в России в 2019 году и планирует охватить весь спектр товаров, как продовольственных, так и непродовольственных групп, до 2024 года.

С 20 января 2020 года стартовала маркировка молока и молочной продукции. С этой даты любая компания отрасли может начать добровольно маркировать свои товары. Эксперимент с добровольной маркировкой упакованной воды стартовал 1 апреля 2020 г. и продлится до 1 марта 2021 г.

Об общих положениях маркировки готовой продукции в системе «Честный знак» на примере категории вида молочной продукции «мороженое» рассказала руководитель службы качества АО «Липецкий хладокомбинат» Вера Шишиморова.
  • FS:
    Вера Алексеевна, расскажите, пожалуйста, каковы сроки маркировки для молочной продукции?
    В.А.:
    В молочной отрасли проводится поэтапное внедрение данной маркировки в следующем порядке:

    С 1 июня 2021 года становится обязательной маркировка для таких видов молочной продукции как «мороженое» и «сыры».

    С 1 декабря 2021 года маркировка становится обязательной для молочных продуктов сроком годности менее 40 дней. В свою очередь, появляется обязанность фиксировать выбытие маркированной продукции через кассы.

    С 1 сентября 2022 года для оптового и розничного звена вводится объемно-артикульный учет.

    С 1 сентября 2022 года – для всех участников оборота.

    С 1 декабря 2022 года маркировка становится обязательной для фермеров при продаже через собственную розницу и прямых продажах.

    С 1 декабря 2023 года вводится поэкземплярный учет для продукции со сроками хранения более 40 дней.

  • FS:
    Каковы этапы вхождения в систему маркировки Честный знак?
    В.А.:
    Как я уже говорила ранее, сроки вхождения в систему для разных категорий продукции разные. Однако можно попытаться сформулировать основные правила и определить этапы подключения к данной системе. На нашем предприятии мы разработали Дорожную карту, и я готова поделиться нашими наработками.

    Все действия условно можно поделить на три этапа: подготовительный, договор на поставку оборудования и реализация проекта.

    Подготовительный этап включается в себя:

    o ознакомление с Постановлением Правительства об утверждении правил маркировки продукции в системе «Честный знак»;

    o определение способа нанесения маркировки на готовую продукцию – стикерование, типографская печать, печать в условиях производства на предприятии;

    o получение от поставщика услуг коммерческого предложения по нанесению маркировки без агрегации в групповую упаковку в 2-х вариантах;

    o организация проведения аудита со стороны поставщика услуг;

    o заключение договора с поставщиком услуг;

    o составление номенклатурной базы наименований готовой продукции для маркировки в системе «Честный знак»;

    o запрос требований к серверу, получение информации и определение необходимости инвестирования;

    o передача сведений о регистрации молочной продукции в подсистему Национального каталога маркированных товаров, согласно п.34 Правил маркировки.

  • В.А.:
    На втором этапе необходимо:

    • определить стоимость и сроки по монтажу силовых сетей для подключения тех. оборудования TTS систем;
    • сформировать стоимость и сроки по построению локальной сети (на основании требований подрядчика);
    • определить сроки и стоимость подключения к магистралям со сжатым воздухом тех. оборудования TTS системы;
    • настроить маршрутизирующее и коммутирующее оборудование и серверы;
    • принять на работу оператора для передачи сведений о маркировке продукции в ЦРПТ (Центр развития перспективных технологий).

    Реализация проекта включает в себя:

    • работу поставщика услуг над проектами, монтажом оборудования, обучением персонала предприятия, промежуточным тестированием оборудования (65 рабочих дней);
    • заказ потребительской упаковки поставщикам материалов;
    • тестирование нанесения маркировки на потребительскую упаковку в условиях предприятия;
    • уведомление ЦРПТ о готовности к информационному взаимодействию с информационной системой мониторинга;
    • начало маркировки в системе Честный знак.

  • FS:
    Поделитесь, пожалуйста, какими должны быть шаги по работе информационной системы маркировки «Честный знак» при обороте единицы товара.
    В.А.:
    От вас потребуется выполнение нескольких шагов:

    • заказ УКЭП (усиленной квалифицированной электронной подписи) в одном из удостоверяющих центров;
    • создание личного кабинета участника оборота, позволяющего внести информацию в систему «Честный знак». (Важный шаг регистрации — подписание договора с Оператором ГИС МТ «Честный знак». ГИС МТ – это единый метод маркировки и отслеживания товаров. Он формируется автоматически на основе сведений профиля организации. До подписания договора полноценное взаимодействие и работа с разделами в личном кабинете будут недоступны);
    • учет и добавление товара (товарные позиции должны получить коды к дате начала обязательной маркировки);
    • оплата и заказ кодов маркировки (возможны варианты оплаты по реквизитам и по счету). Важно знать: формирование идентификаторов происходит только по предоплате, тариф за один код утвержден Правительством РФ и составляет 50 копеек без учета налога на добавленную стоимость.

    На данном этапе необходимо обратить внимание на следующее:

    1. Заказ кодов маркировки будет «Отклонен» с указанием причины, если отправленные данные по форме и содержанию не соответствуют указанным требованиям.

    2. Заказанные коды идентификации могут быть получены участником оборота товаров в течение 60 рабочих дней. По истечении этого срока коды маркировки, которые не были получены, аннулируются.

    3. Как только все этикетки будут напечатаны, коды идентификации сменят статус на «Эмитирован. Получен», а заказ получат статус «Закрыт». Повтор печати этикеток доступен только через 48 часов.
  • В.А.:
    • агрегация (функция удобна для прослеживаемости единиц товара на уровне короба и/или паллета. Агрегация единиц товара в групповой упаковке планируется в 2023 г.);
    • ввод в оборот маркированного товара (чтобы подать информацию о продукции с маркировкой, в разделе «Документы» формируется новый документ «Ввод в оборот»);
    • перемаркировка единиц товара (проводится в случаях, если этикетка с идентификатором ДатаМатрикс утеряна или испорчена, либо после ввода в оборот обнаружена ошибка). На перемаркировку отводится 20 рабочих дней от даты подачи акта;
    • отгрузка и приемка товара (при передаче контрагентам промаркированных единиц товара происходит смена права собственности, уведомление об этом должно попасть в систему «Честный знак» вместе с копией передаточного документа. На оформление уведомления выделяется не более 3-х дней);
    • вывод единиц товара из системы «Честный знак» (производится через реализацию на кассе или списание единиц товара с оформлением акта);
    • обратный возврат единиц товара (данная необходимость может возникнуть у розничных продавцов при оформлении возврата от покупателя);

    Относительно реализации хочу отметить важный пункт: продукция, выработанная до срока введения обязательной маркировки, подлежит реализации в течение срока годности товара без учета нанесения маркировки в системе «Честный знак». Так, например, мороженое с кодом ТН ВЭД 2105 00, выработанное до 01/06/2021г, будет подлежать реализации в течение 12 месяцев с момента производства. Мороженое с кодом ТН ВЭД 2105 00, выработанное после 01/06/2021г, будет запрещено к реализации без маркировки в системе «Честный знак».

    Также важно знать, что:

    маркировка молочной продукции не распространяется на:

    - продукцию, не входящую в перечень обязательной маркировки;

    - продукцию, помещаемую под таможенные процедуры в целях ее вывоза за пределы таможенной территории Евразийского экономического союза;

    - молочную продукцию, ввозимую в Российскую Федерацию или произведенную на территории РФ участниками оборота молочной продукции в качестве рекламных и маркетинговых образцов, не предназначенных для реализации (продажи);

    - молочную продукцию, масса которой составляет 30 гр и менее;

    - детское питание для детей до 3-х лет и специализированное диетическое лечебное и диетическое профилактическое питание.
  • FS:
    Каковы последствия невыполнения требований о маркировке в системе «Честный знак»?
    В.А.:
    Порядок нанесения цифровой кодировки на товары регламентируется ФЗ-487. Обойти маркировку нельзя! Нарушение влечет административную и уголовную ответственность.

    Наказание напрямую зависит от объемов проданной продукции. За небольшие партии для физических лиц предусмотрен штраф от 2 000 до 4 000 рублей, для должностных лиц от 5 000 до 10 000 рублей, для компаний от 50 000 до 300 000 рублей.

    Продажа немаркированного товара на сумму от 1,5 миллионов рублей карается либо принудительными работами, либо лишением свободы до трех лет. Также весь немаркированный товар подлежит конфискации.

    Введение маркировки в системе «Честный знак» - это достаточно дорогостоящий проект. Поэтому всех производителей интересует вопрос финансовой поддержки со стороны нашего государства. Исходя из последних новостей, полученных от информагентства ТАСС, министр сельского хозяйства Дмитрий Патрушев подчеркнул, что министерство заинтересовано в развитии молочной отрасли. Поэтому производители имеют доступ к широкому набору инструментов поддержки, включая субсидии, льготное кредитование, возмещение части капитальных затрат. Кроме того, планируется внедрить возможность поставки молочным предприятиям оборудования для маркировки на условиях лизинга.

    В связи с этим, тем, кто ещё не успел настроить бизнес-процессы, нужно срочно узнать, как подключиться к системе «Честный знак».

Если Вы обладаете информацией по теме маркировки продукции в системе Честный знак, которой готовы поделиться, оставляйте свои предложения в комментариях под постом в наших соцсетях или в теме «Вопрос-ответ» во время вебинара, который пройдет 3 марта. Мы с радостью выслушаем Вас и поможем донести Ваш опыт до коллег и партнеров в наиболее удобной и интересной форме.
Понравилась статья?