20.07.2021

КТО ХОЗЯИН ВАШЕГО ПРОИЗВОДСТВА? ХАОС ИЛИ ПОРЯДОК?

Как гласит латинская пословица, «Conserva ordinem, et ordo te conservabit», или «Храни порядок, и порядок сохранит тебя».
Тому, как упорядочить хранение необходимых вещей, люди учились долгое время, постоянно совершенствуя методы и подходы. Именно так в Японии родилась система 5S, которая сегодня с успехом используется на производстве во всем мире – сортировка, соблюдение порядка, содержание в чистоте, стандартизация, совершенствование.
Следование ее простым правилам помогает пищевым предприятиям грамотно планировать пространство, прививать сотрудникам культуру пищевой безопасности и выпускать качественную продукцию. О развитии практик, которые ежедневно помогают улучшать культуру пищевой безопасности, говорится и в миссии GFSI, основной посыл которой заключается в том, что потребители должны быть уверены в безопасности покупаемых ими продуктов, и каждый человек, участвующий в цепочке поставок, понимает свою ответственность за защиту целостности и безопасности пищевых продуктов.
Так, для того, чтобы не допустить перекрестного загрязнения сырья, полуфабрикатов и готовой продукции, в рамках системы управления пищевой безопасностью (HACCP) появилось цветовое зонирование предприятий. Оно подразумевает, что производственные территории разделяются цветом на различные функциональные участки, в каждом из которых используется свой уборочный инвентарь, подобранный на основании выбранной кодировки.
Разбираем по полочкам настенные системы хранения

Говорят, что театр начинается с вешалки. А предприятие, пожалуй, – с грамотно организованной системы хранения. Но как соблюсти все нормы и правила, чтобы не возникло риска возникновения перекрестного загрязнения, контролирующий орган не выписал предписание, и чтобы вы были уверены, что на вашем пищевом производстве выпускается действительно безопасная продукция?

Для начала необходимо провести обзор систем хранения, ведь от того, как вы храните инвентарь, как доносите до персонала информацию о соблюдении правил гигиены, зависит очень многое. Проанализировав большое количество предложений, представленных на рынке органайзеров, мы условно разделили их по различным характеристикам.
Тип первый – многофункциональный, универсальный



Большинство представленных на рынке предложений имеют массу схожих характеристик, которые, тем не менее, делают их практически универсальными. Среди этих характеристик, однако, можно выделить наиболее существенные и важные для пищевых предприятий.

1. К числу наиболее значимых параметров универсальных органайзеров относится возможность их подбора в соответствии с цветовой кодировкой или отсутствие таковой.

Этот параметр позволяет разделять по зонам не только инвентарь, но и системы хранения. Благодаря цветным постам сотрудник, производящий уборку, не перепутает инвентарь чистой и грязной зон. Именно такие системы, согласно принципам HACCP, необходимо использовать на пищевых предприятиях.

2. Прочность конструкций. Это крайне актуальный пункт, ведь для грамотной профессиональной уборки требуется большое количество специализированного инвентаря. Система хранения должная выдерживать вес большого количества помещаемых на нее предметов.

3. Крепление должно быть простым, состоящим из цельных элементов – только так можно обеспечить такое требование HACCP как гигиеничность. Большое количество деталей затрудняет обработку системы хранения и становится возможным источником возникновения микробиологических рисков, допускать которые на пищевом предприятии категорически нельзя.

4. Материал, из которого изготовлена система хранения, для пищевого производства играет важнейшую роль. К сожалению, многие системы хранения, которые мы условно отнесли к группе универсальных, таковыми на самом деле не являются и, при всех их плюсах, не удовлетворяют требованию к материалу.

Итак, из чего они могут быть изготовлены?

  • Нержавеющая сталь
  • Полипропилен
  • Алюминий

Вот список наиболее часто встречающихся материалов систем хранения.

Все ли из них подходят для пищевых предприятий?

К сожалению, нет. Изготовленные из алюминия конструкции для пищевых производств непригодны. Этот металл подвержен воздействию агрессивных моющих и дезинфицирующих средств.
Тип второй - информативные

Ко второй группе мы отнесли теневые (силуэтные) доски и их аналоги. Такие органайзеры были придуманы для того, чтобы сотрудник не тратил много времени на поиск необходимого места – контур предмета показывает, где должна висеть та или иная вещь.
По сравнению с органайзерами, условно отнесенными к первой группе, теневые доски, помимо грамотной организации хранения, следования принципам цветового зонирования отвечает также принципам GFSI и является своеобразным наглядным пособием, которое призвано обучать сотрудников, на каком месте должен находиться тот или иной предмет. Однако при ряде явных плюсов у теневых досок есть три существенных минуса – громоздкость конструкции (использование таких досок в условиях малых производств крайне ограничено), невозможность смены расположения инвентаря (ввиду уже начерченного контура предмета) и высокая стоимость.

Какой должна быть идеальная система хранения?

Эксперты Food Safety отвечают: «Комбинированной!»
Сопоставляя различные виды систем хранения, несложно прийти к простым и очевидным выводам.

Идеальная система хранения для пищевого производств должна соответствовать всем стандартам и принципам различных требований и регламентов, а не только отдельной их части.

Первое и важное свойство - соответствовать принципам цветового зонирования. Об этом прямо говорится в принципах HACCP.

Маркировка или цветовое кодирование инвентаря – обязательное требование, предусмотренное санитарными правилами, техническими регламентами, хорошими производственными и гигиеническими практиками (GMP, GHP), является неотъемлемым элементом бережливого производства, 5S, HACCP.

Конструкция системы хранения должна быть выполнена из разрешенных на пищевых предприятиях материалов. К ним могут относиться пищевая нержавеющая сталь, полипропилен. Использование алюминия на пищевом предприятии запрещено из-за того, что этот металл подвержен воздействию агрессивных моющих и дезинфицирующих средств.

Органайзер на производстве должен быть гигиеничным. Чем меньше сложных креплений и деталей у него будет, тем с большей вероятностью можно утверждать, что мойка и дезинфекция пройдут успешно, и все вредоносные микроорганизмы будут уничтожены. С системой крепления связано еще одно важное свойство – органайзеры на производстве должны легко монтироваться и демонтироваться. Малое количество деталей будет этому способствовать.

Не стоит забывать про еще одно важное свойство – при наличии всех вышеизложенных характеристик изделие обязательно должно быть прочным. Предметы с такого органайзера ни в коме случае не должны падать на пол. Особенно если инвентарь не предназначен для уборки пола.

Еще одно требование к современной системе хранения – его компактность. В условиях ограниченного пространства, на малых предприятиях данный параметр может стать решающим.

Ну а для тех, кто следит за последними тенденциями, когда рекомендации в дальнейшем становятся требованиями, и предприятиям нужно уже не только заботиться о соблюдении санитарных правил и норм, но и проводить регулярное обучение сотрудников этим нормам, внедрять на производство культуру пищевой безопасности, мы можем добавить еще один важный пункт. Ваш органайзер должен обучать. Рассказывать. Демонстрировать. Именно этому сейчас уделяется большое внимание в рамках инициативы GFSI.

А еще, конечно же, такой органайзер должен быть экономичным.
Эксперты Food Safety, приняв во внимание все плюсы и минусы огромного количества органайзеров, представленных сегодня на рынке, создали решение, которое бы максимально удовлетворяло всем требованиям 5S, GFSI, HACCP, - комбинированную систему хранения Control Point, не имеющую в данный момент аналогов.

Узнать больше о новинке можно в специальной рубрике или в наших социальных сетях.
По вопросам приобретения Sanergy.ru

Оформить предзаказ можно здесь
Понравилась статья?