Статьи экспертов

Этикетка-лицо продукта

2023-08-03 16:18 Маркировка Складирование и транспортировка
АВТОР СТАТЬИ

Маркировка – это точка пересечения «мира» стандартизации с «миром» потребителей продукции. Сфера стандартизации, по факту, является очень узким «закулисьем», в котором вращаются эксперты. Маркировка, а вернее сказать, этикетка продукта, как носитель информации, является своеобразным окном, через которое потребитель получает информацию о продукте. И если эта информация правильная, то потребитель имеет возможность сделать обоснованный выбор при приобретении продукта. Неправильная маркировка может ввести потребителя в заблуждение.

Пожалуй, ничто так не объединяет и потребителей, и производителей, и контролирующие органы, как маркировка продукта. Вполне очевидно, что с точки зрения потребителя – этикетка должна давать нужную информацию о продукте, чтобы сделать правильный выбор. Производителю и продавцу важен имидж продукта, этикетка – это ни много ни мало «лицо продукта», которое может существенно влиять на потребительский спрос. А мы - специалисты по стандартизации - видим по этикеткам, в первую очередь, где кто и что нарушает.

И как показывает многолетний опыт проведения оценки маркировки в рамках дегустаций, которые проводились в НПЦ «АГРОПИЩЕПРОМ», как правило, больше половины образцов имеют те или иные ошибки в маркировке. Из этих нарушений мы неоднократно составляли своеобразный рейтинг. И в нашем рейтинге самые частые и самые грубые ошибки – это неправильные наименования продукции.
Если этикетка – это лицо товара, то его наименование – это его имя, фамилия и отчество, в соответствии с которым осуществляется идентификация и прослеживаемость продукции.
Проблемы с неправильными наименованиями самые распространенные, очень разнообразные и имеют различные причины, среди которых:

  • намеренная фальсификация, когда один продукт осознанно подменяется другим или на этикетке заявляется о тех свойствах продукта, которыми он заведомо не обладает;
  • неправильная классификация, когда в наименовании отсутствуют необходимые по стандартам классификационные единицы (группы, категории, виды, подвиды продукции);
  • необоснованное использование придуманных наименований продукции, тождественных до степени смешения с ГОСТ;
  • необоснованное использование наименований мест происхождения товара (НМПТ) и защищенных географических указаний;
  • использование в наименовании «чужих» товарных знаков;
  • необоснованное использование придуманных названий, указывающих на определенные ингредиенты в составе продукта.
Первоисточники нарушений

Неправильная классификация продукции по ТУ/СТО

И если выше мы говорили об «ошибках» как о самом факте нарушения, то не менее интересно обобщить причины и первоисточники всех нарушений.

Трудно сказать, почему конкретный производитель что-то нарушает, но на основании собственного опыта можно сказать, что одним из наиболее распространенных первоисточников является документ по стандартизации – технические условия (ТУ), Стандарты организации (СТО). Если у вас неправильная информация в плане классификации продукции ТУ/СТО, то с вероятностью сто процентов эти ошибки будут тиражированы и на этикетках, и в декларациях, и в прочих документах, обеспечивающих прослеживаемость продукции.
Случайное или намеренное искажение классификации

Другой, не менее распространенной, причиной может быть случайное или намеренное искажение классификации продукции. К примеру, классификация в мясной и птицеперерабатывающей промышленности очень сложная, «многоэтажная». Наименование продукта может включать своеобразный многоуровневый конструктор из групп, подгрупп, категорий и других классификационных единиц. И здесь можно какую-то составную часть наименования «потерять», неправильно процитировать, исказить.

Одна буква алфавита для категории продукта «А» или «Б» определяет процент мышечной массы в рецептуре. А чтобы эту букву правильно поставить, надо произвести расчеты, учесть выход продукта, потери влаги и т.д. Поставить от балды, без расчетов не получится, это заведомо путь в «нарушители», но многие умудряются разрабатывать ТУ без технологической инструкции, без должных расчетов, соответственно, и ошибки тут неизбежны, особенно для многокомпонентных продуктов типа колбас, консервов, рубленых полуфабрикатов и т.д. Эти продукты наиболее часто проходят с нарушениями маркировки по причине неправильных расчетов групп и категорий продукции.
Осознанная фальсификация

Не менее остро стоит вопрос с осознанной фальсификацией. Совсем недавно «прогремел» скандал с фальсификацией консервов из сайры, его отголоски до сих пор слышны в сфере стандартизации. Казалось бы, абсурдная ситуация, производители выдавали селедку, сардину за более дорогую сайру. При этом надеялись, что «а вот другие так делают», значит, и у нас получится. Но эти нарушения превысили «критическую массу», и в результате репутационно пострадали многие предприятия. В подобных ситуациях производитель должен четко понимать – подменяет ли он сайру селедкой или вносит говяжий жир в молоко с целью удешевления продукта, - эти нарушения все равно рано или поздно будут выявлены, и нарушители будут наказаны.
В целом, проблема классификации и формирования наименований продукции имеет глубинный характер, в ее решении необходимо опираться на системное понимание всех аспектов стандартизации конкретных пищевых отраслей – мясной, молочной, рыбной. Для каждой отрасли характерны свои нюансы, для отдельных видов продукции идентификация невозможна без довольно сложных расчетов.

Правовые вопросы классификации и идентификации продукции не ограничиваются ГОСТами и техническими регламентами, мы часто сталкиваемся с правовыми аспектами авторских прав на товарные знаки, географические указания, наименования мест происхождения товара.
Проблема тождества в названиях до степени смешения

Немало проблем доставляют вопросы тождества до степени смешения придуманных названий с ГОСТовскими ассортиментными позициями. Эти вопросы стоят «прямо как кость в горле», потому что у нас фактически часто отнимают слова русского языка. Формирование придуманного названия превращается в пробежку по «минному полю», когда кругом ГОСТовские наименования, и наименования, так или иначе попадающие под запрет из-за критериев оценки тождества и сходства. А плюс еще различные патентованные товарные знаки! И при этом надо еще «не соврать», т.е. не ввести потребителя в заблуждение, не заявить «ненароком» о каких-то «неположенных» нам потребительских свойствах продукта. Не дай Бог намекнуть, что нас продукт от чего-то лечит, или он предназначен для детей, а продукт «недетский».
Конечно, невозможно научить в рамках одной статьи правильно маркировать продукцию. Но в целом можем дать следующие универсальные рекомендации по формированию наименования продукции:

1. Установить объектом технического регулирования какого регламента является продукт;

2. Изучить комплекс стандартов, используемых для целей технического регламента, в особенности стандарты на термины и определения;

3. Рассмотреть стандарты вида «общие технические условия» для нашей группы продукции;

4. При наличии стандартов на классификацию (группы, категории) произвести расчеты по рецептурам по установленным методикам;

5. Проверить придуманные названия на предмет тождества с ГОСТовским ассортиментом;

6. Проверить придуманные названия на предмет совпадения с зарегистрированными товарными знаками;

7. Оценить правомерность использования географических указаний и наименований мест происхождения товара;

8. Произвести экспертизу документов по стандартизации ТУ/СТО с привлечением квалифицированных экспертов;

9. Проверить правильность этикеток и документов по подтверждению соответствия на предмет сквозной идентификации;

10.Проверить допустимость наименования продукции в соответствии с заявленным сырьевым составом и технологией изготовления конкретного продукта;

11.Проверить – допустимо ли использование наименования продукта в соответствии с заявленными потребительскими свойствами, назначением и формой подтверждения соответствия.

Остались вопросы? Найдите ответы на них в разделах «МАРКИРОВКА», «РЕАЛИЗАЦИЯ», «КУЛЬТУРА ПРОИЗВОДСТВА» или задайте вопрос эксперту!
ПОДЕЛИТЬСЯ СТАТЬЕЙ