Статьи экспертов

“Нам необходимо «российское чудо» в отрасли услуг борьбы с вредителями!” - Евгений Белов.

2023-07-07 11:49 Управление численностью вредителей Защита продуктов питания
АВТОР СТАТЬИ

В следующем году в России вводится обязательное лицензирование дезинфекционной деятельности. В соответствии с законом, юридические лица и индивидуальные предприниматели, оказывающие перечисленные услуги, должны будут получить лицензию не позднее 1 сентября 2024 года. С этой даты вступит в силу запрет на оказание таких услуг без лицензии. В связи с ожидаемыми изменениями у многих участников рынка возникает ряд вопросов.
  1. Какие требования предъявляются к соискателю лицензии?
  2. Как часто потребуется продлевать лицензию?
  3. Какие могут быть причины аннулирования лицензии?
  4. Какие необходимы документы и куда подать на лицензию?
  5. Могут ли проверить и какие осуществляются надзорные действия?
  6. Зачем нужна лицензия?
  7. Как принятие закона скажется на повышении качества услуг?
  8. Какие позитивные факторы можно выделить в принятии закона?
  9. Повысится ли социальный статус дезинфектора?
  10. Какие преимущества дает лицензия организациям дезинфекционной деятельности?
На первые пять вопросов можно найти ответ в положении о лицензировании дезинфекционной деятельности, на оставшиеся вопросы отвечу на основании анализа зарубежных компаний отрасли услуг борьбы с вредителями.
№1. Какие требования к соискателю лицензии?

Пункт 4. Лицензионными требованиями, предъявляемыми к соискателю лицензии на осуществление лицензируемой деятельности, являются:

а) наличие на праве собственности или ином законном основании зданий, строений, сооружений и (или) помещений (за исключением жилых помещений), оборудования, инструментов и технических средств, средств индивидуальной защиты, необходимых для оказания заявленных услуг;

б) наличие в штате соискателя лицензии (лицензиата) не менее одного специалиста, имеющего высшее образование – специалитет «Медико-профилактическое дело» (или иные специальности и направления подготовки, содержащиеся в ранее применяемых перечнях специальностей и направлений подготовки, для которых законодательством об образовании Российской Федерации установлено соответствие специальности, направлению подготовки «Медико-профилактическое дело»), подготовку в ординатуре по специальности «Дезинфектология» или профессиональную переподготовку по специальности «Дезинфектология» при наличии подготовки в интернатуре/ординатуре по специальности Эпидемиология», повышение квалификации в объеме не менее 72 часов;
Комментарий: Небольшим компаниям (численностью до 10 человек) будет весьма сложно оплатить работу специалиста, имеющего высшее образование – специалитет «Медико-профилактическое дело». К тому же возникает вопрос, где в отдаленном регионе России найти квалифицированного специалиста?
в) наличие у сотрудников, непосредственно оказывающих услуги по дезинфекции, дезинсекции, дератизации среднего профессионального образования по специальности «Медико-профилактическое дело»;

г) наличие предназначенных для использования в деятельности зарегистрированных в установленном порядке средств дезинфекции, дезинсекции и дератизации;

д) наличие у соискателя лицензии необходимой для осуществления лицензируемого вида деятельности системы производственного контроля.
№2. Как часто потребуется продлевать лицензию?

Пункт 23. Периодическое подтверждение соответствия лицензиата лицензионным требованиям проводится каждые 3 года со дня предоставления лицензии.
№3. Какие могут быть причины аннулирования лицензии?

Пункт 7. Грубым нарушением лицензионных требований является невыполнение лицензиатом требований, предусмотренных пунктами 4 и 5 настоящего Положения, повлекшее за собой последствия, установленные частью 10 статьи 19.2 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности».
№4. Какие необходимы документы и куда подать на лицензию?

Пункт 8. Для получения лицензии соискатель лицензии направляет в лицензирующий орган, заявление о предоставлении лицензии, а также:

а) реквизиты документов, подтверждающих наличие у соискателя лицензии на праве собственности или ином законном основании, всех производственных объектов

б) реквизиты документов, подтверждающих наличие соответствующего профессионального образования, дополнительного профессионального образования по специальности

в) план-схему помещений соискателя лицензии с указанием мест хранения Средств, а также мест приготовления рабочих растворов и/или приманок (если такие работы предусмотрены);

г) список имеющихся средств индивидуальной защиты и план ликвидации аварийных ситуаций;

д) утвержденная соискателем лицензии программа производственного контроля за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.
№5. Могут ли проверить и какие осуществляются надзорные действия.

Пункт 49. В ходе внепланового рейдового осмотра могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия: а) осмотр; б) досмотр; в) опрос; г) получение письменных объяснений; д) истребование документов; е) инструментальное обследование; ж) испытание; з) экспертиза; и) отбор проб, образцов.

Пункт. 62. Досмотр в рамках внеплановой выездной проверки осуществляется инспектором в присутствии лицензиата или его представителя и (или) с использованием видеозаписи.

В случае получения сведений о причинении вреда (ущерба), а также о создании угрозы причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям досмотр может осуществляться инспектором в отсутствие лицензиата или его представителя с обязательным использованием видеозаписи.
№6. Зачем нужна лицензия?

Лицензирование деятельности выполняется с целью предотвратить ущерб для прав, законных интересов, жизни или здоровья граждан и окружающей среде. Поэтому юрлица и ИП должны получать разрешение на право осуществления конкретного вида деятельности.

Лицензирование — это барьер от халатности, который обеспечивает безопасность и доверие к услуге!
Считаю принятие закона правильным и важным решением. Лицензирование создаст потенциал развития отрасли услуг борьбы с вредителями и обеспечит необходимый уровень для защиты пищевой продукции и потребителя.

Приведу пример
Представим, что нам необходимо пройти медицинское обследование. Законодательство допускает, чтобы при соблюдении минимальных требований, таких как наличие места для гигиенических процедур и необходимого ОКВЭД, услугу смогли оказывать физические и юридические лица (ИП/ООО).

Возникают вопросы:
1. Будет ли проведено обследование? Конечно!
2. Мы получим действительно актуальную информацию? 50/50
3. Обследование будет качественным? Нет и да. Зависит от того, что мы понимаем под качеством!

Организация, оказывающая услугу по борьбе с вредителями, должна обеспечить защиту пищевой продукции. Свободный вход в отрасль создает гораздо большую угрозу чем сами вредители и способен причинить непоправимый ущерб здоровью персонала предприятия и потребителя. В данный момент услугу по борьбе с вредителями может оказать любая организация при наличии необходимого ОКВЭД. А если учесть, что деятельность предусматривает обращение с опасными химическими веществами (ядами) и может повлечь за собой нанесение ущерба жизни и здоровья человека, а также спровоцировать риск распространения инфекционных заболеваний при некачественном проведении работ (дезинфекции, дезинсекции, дератизации) деятельность должна быть лицензируемой.

Лицензия — это документ, дающий законное право заниматься определенной деятельностью. Он гарантирует, что работа проводится в соответствии с установленными правилами и стандартами, что обеспечивает безопасность и качество услуг.
№7. Как принятие закона скажется на повышении качества услуг?

Сказать сложно.

Лицензия — это право на управление транспортным средством, но кроме «прав» и видеокамер требуется разработать дорожные правила, которые станут понятны всем участникам движения, включая инспекторов, водителей и пассажиров.

В данный момент серьёзной проблемой является отсутствие четких и понятных требований по проведению работ, размещению оборудования, использованию химических средств, методов, процессов и стратегии борьбы. Существующие санитарные правила устарели и не в состоянии обеспечить необходимый уровень безопасности предприятий пищевой промышленности и общественного питания.

Приведу пример
С 1 сентября в силу вступил новый СанПиН 3.3686-21, который делает требования предыдущего СанПиНа необязательными. Многие нормативы, где были расписаны методики, считаются необязательными с точки зрения соблюдения обязательных требований в рамках государственного контроля.
И становится непонятным, на что ссылаться.
В итоге у аудитора одно мнение, у организации по борьбе с вредителями второе, а у руководителя службы качества третье.

Похоже на этот анекдот
В одной стране появилась серьезная проблема. Вражеские подлодки постоянно топили транспортные суда и наносили серьёзный ущерб экономике страны. Было принято решение пригласить ведущих консультантов. Консультантам подробно описали проблему и поставили задачу: в течение недели найти эффективное решение. Через неделю консультанты вернулись с ответом.

Консультанты: “Господа, решение найдено! Необходимо нагреть море до 80-ти градусов по Цельсию. Лодки перегреются, начнут всплывать, и вы сможете их топить!”
Военные ответили: “О, отличное решение, а как это сделать?”
Консультанты: “Извините, нас просили найти решение, мы его нашли. А как вы это сделаете, думайте сами!”
Комментарий: требуется разработать единый государственный стандарт борьбы с вредителями в пищевой промышленности. Таким образом, заказчик и исполнитель будут следовать четким рекомендациям, выполнение, которых обеспечит безопасность пищевой продукции.
№8. Какие позитивные факторы можно выделить в принятии закона?

Выделим два основных фактора:

1. Развитие отрасли услуг борьбы с вредителями.

Мировой рынок, включая услуги и продажу продуктов для борьбы с вредителями, составляет около 23 млрд. долларов. К тому же мировой рынок ежегодно растёт на 5%, и ожидается, что к 2025 году он достигнет отметки 25,3 млрд. долларов. К сожалению, по России нет данных, но можно предположить, что лицензирование дезинфекционной деятельности — это первый шаг развития отрасли и в ближайшие 5-10 лет. Российский рынок услуг борьбы с вредителями ожидает постепенный, но стабильный рост.

№2. Квалифицированные специалисты.

Борьба с вредителями на предприятиях пищевой промышленности является трудоемким процессом и требует от специалистов наличия определенных знаний, навыков и квалификации. Лицензирование дезинфекционной деятельности обяжет сотрудников компании оказывающей услуги по борьбе с вредителями пройти профессиональное обучение и периодически подтверждать необходимую квалификацию.
№9. Повысится ли социальный статус дезинфектора?

Представьте, что на протяжении сорока часов в неделю приходится ползать по грязному полу, собирать экскременты вредителей, устранять места проникновения и проводить работы химическими веществами, которые явно не улучшают состояние здоровья.

Работа тяжелая, сложная и неблагодарная!

Средняя заработанная плата составляет от 30.000 до 50.000 рублей, а социальный статус дезинфектора в настоящее время на уровне дворника или чернорабочего. В итоге в отрасль приходят низкоквалифицированные сотрудники, с низкой мотивацией труда и на короткий промежуток времени.

Лицензирование деятельности поспособствует повышению профессионального развития и повышению уровня заработной платы.
№10. Какие преимущества дает лицензия организациям дезинфекционной деятельности?

С момента вступления в силу закона об обязательном лицензирование дезинфекционной деятельности организация, прошедшая лицензирование, получает следующие преимущества:

1.Преимущественное положение на рынке.

Лицензия подтверждает, что проводимая деятельность соответствует законодательству. Юридические лица при выборе специалиста или компании, в первую очередь, будут ориентироваться на наличие лицензии, что создает весомое конкурентное преимущество для компаний, обладающих лицензией.

2.Увеличение доверия клиентов.

Владение лицензией – это определённый показатель необходимой квалификации. Клиенты получают уверенность в качестве услуг и в квалификации сотрудников.

3.Входной барьер.

За счет низкого входного барьера организация может особо не вкладываться финансово, а при желании как войти, так и выйти из сегмента. В итоге наблюдаем появление новых компаний, постоянное снижения прибыли и увеличение конкуренции в нише.

Рынок (и сегмент) с высокими входными барьерами наиболее привлекателен. Чем больше на рынке компаний с высоким уровнем качества услуг, тем выше потенциал для развития отрасли. При высоком входном барьере организации потребуется инвестировать значительные средства, которые окупятся в течение длительного времени. Таким образом, в отрасль придут организации, нацеленные на развитие, длительное сотрудничество и оказание качественного сервиса.
В ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Мощь любой страны — это её граждане, их уровень жизни, экономика, законодательство и стабильность.

Вспомним исторический феномен рекордного роста японской экономики, начавшийся с середины 1950-х и продолжавшийся до нефтяного кризиса 1973 года. Рост экономики в период экономического чуда составлял почти 10% ежегодно, это были самые высокие темпы роста среди развитых стран того времени. Среди причин «чуда» - низкие налоги и интенсивное освоение японской наукой новых технологий.

Экономическому успеху способствовали такие национальные особенности японцев, как уважение к государству, трудолюбие, законопослушность, склонность к сбережению, высокоразвитая способность к коллективному взаимодействию, стремление совершенствовать свои навыки, улучшать технологию производства и процессы управления (концепция «кайдзен»), готовность работников передавать свой производственный опыт другим.
Нам необходимо «российское чудо» в отрасли услуг борьбы с вредителями!

Для этого необходимо в течение пяти лет снизить налог на добавленную стоимость до 5% (для производителей, поставщиков и организаций дезинфекционной деятельности), оказать поддержку российским производителям средств, разработать государственный стандарт борьбы с вредителями на предприятиях пищевой промышленности, разработать обучающую программу (для дезинфекторов и сотрудников пищевых предприятий), вовлечь специалистов в систему постоянного улучшения и развития. Взаимосвязь государства и общества – мощный потенциал развития экономики России!

ПОДЕЛИТЬСЯ СТАТЬЕЙ