Количество фальсификата на российском рынке молочной продукции снизилось почти в 5 раз. Об этом свидетельствуют исследования Роскачества, о которых рассказал руководитель организации Максим Протасов. Глава Роскачества сообщил, что производители продукции животноводства стали реже обманывать потребителей. На этикетках порядка 95% товаров, которые исследовали в организации, содержится корректная информация. Максим Протасов рассказал о новых стандартах, которые разрабатывают для российских производителей сыра, оценил развитие отечественного рынка «органики» и пояснил, что такое «зеленый камуфляж» и как с ним бороться. Максим Александрович, как оцениваете качество продукции животноводства? О чем говорят последние исследования в этой сфере? Максим Протасов: Роскачество, по сути, как шагающий экскаватор, проводит 52 исследования в год, мы копаем глубоко, смотрим на всю линейку продукции, которую изучаем. Список нам ежегодно утверждает правительство. Если говорить о продукции животноводства, то еще несколько лет назад мы отмечали целый ряд нарушений: это и фальсификация, когда в той или иной продукции выявляли незаявленные ингредиенты, и нарушения прав потребителей на достоверную информацию. Сейчас ситуация в корне изменилась: порядка 95–97% продукции, которую мы исследуем, содержит корректную информацию в маркировке товара. Снизился и уровень фальсификации. Мы в очередной раз провели испытания молочной продукции. Если вспомнить первое исследование, то порядка 12–15% такой продукции (в том числе сыры) было фальсифицировано растительными жирами. Сейчас эта цифра составляет по разным категориям не более 3%. Это хороший результат? Как оцениваете? Максим Протасов: Да, это хороший результат большой работы. Скажу, что сами потребители относятся тщательнее к своему выбору и влияют рублем на ситуацию на товарном рынке. А как обстоят дела с рыбной продукцией? Ранее исследование Роскачества показало, что часто производители фальсифицируют, например, консервы путем подмены дорогой рыбы дешевой. В частности, сайру – сардиной иваси. Максим Протасов: Да, мы выявили серьезную отраслевую проблему. Была проведена работа с производителями, торговыми сетями, информацию получили потребители. И уже повторное исследование показало снижение уровня фальсификата в 3 раза. Но это все равно не нулевая цифра… Какая работа идет с недобросовестными производителями? Максим Протасов: Сейчас существует мораторий на контрольно-надзорную деятельность. Но в наших руках инструментарий мягкой силы, когда сам потребитель влияет на торговые сети, производителя, избегая продукции сомнительного качества. Роскачество участвует в разработке новых стандартов. Какими стандартами занимаетесь сейчас? Максим Протасов: Серьезная работа осуществляется над стандартами на те виды сыра, которые до недавнего времени не производили в России, а импортировали. Я говорю о гауде и эдаме. Когда они могут появиться? Максим Протасов: В начале следующего года разработанные документы станут предварительными национальными стандартами. В дальнейшем, я надеюсь, они пройдут апробацию, будут восприняты производителями, торговыми сетями и, главное, потребителями, после этого станут национальными стандартами, то есть ГОСТами. Роскачество занимается сертификацией органической продукции. Как оцениваете перспективу развития этого рынка в России? Максим Протасов: В России закон об органической продукции начал действовать всего два года назад. Мы занимаемся популяризацией органического сегмента как молодого сектора российского рынка среди потребителей. Если говорить о цифрах, то в 43 регионах России сейчас производят органическую продукцию, то есть фактически половина страны уже занимается производством таких пищевых товаров. Около 150 производителей получили сертификаты. Приходится еще сталкиваться с «псевдоорганикой»? Максим Протасов: Да, это так называемый зеленый камуфляж. Даже термин такой есть. И, увы, мы до сих пор встречаем такую продукцию на нашем рынке. Это три типа подделок.