В 1925 году в аудитории Центрального дома крестьянина в Москве была показана сатирическая комедия М.Д.Утенкова «Главпаразит».
Согласно принятому на конференции санпросветработников Москвы и Московской губернии в ноябре 1924 г. постановлению о необходимости создания в Москве центрального театра санитарного просвещения был образован Экспериментальный театр отделения санитарного просвещения Московского губернского отдела здравоохранения («Санпросвета Мосздрава»), который с 1925 г. начал свою деятельность. С образованием в 1928 году Института санитарной культуры Мосздравотдела театр вошел в систему его учреждений.
До создания театра в Москве существовали отдельные театральные группы и студии, полупрофессиональные театры при домах санитарного просвещении, в задачи которых входили пропаганда и популяризация в художественной форме методов оздоровления труда и быта. С этой целью ставились пьесы на медицинские темы, проводились театрализованные лекции и беседы, санитарные суды, «живые газеты», представления «Синей блузы» и др.
Санитарное просвещение, сформированное в СССР в 1920-е гг, представляло собой совокупность образовательных, воспитательных, агитационных и пропагандистских мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни, профилактику заболеваний, сохранение и укрепление здоровья, повышение трудоспособности людей, продление их активной жизни. Оно играло большую роль в борьбе с эпидемиями, социальными болезнями, в оздоровлении условий труда и быта в городе и селе, в охране материнства и младенчества и др.
В годы Великой Отечественной войны (1941–1945 гг) задачи санитарного просвещения изменились и были направлены на подготовку населения к санитарной обороне, на пропаганду донорства, ликвидацию санитарных последствий войны, и т.д. Кроме этого, проблемы социального характера также оставались актуальными. Научно-исследовательскую и научно-методическую деятельность в области санитарного просвещения осуществлял созданный в 1928 г. Институт санитарной культуры Мосздравотдела, в дальнейшем реорганизованный в Центральный научно-исследовательский институт санитарного просвещения.
Театр являлся одной из форм санитарного просвещения, основная задача которого состояла в отражении во всей его деятельности самых главных и значимых проблем охраны здоровья населения. Его деятельность была направлена на пропаганду и агитацию средствами искусства знаний по санитарии и гигиене, на выполнение задач в освещении вопросов оздоровления труда и быта.
Формы и методы «санпросветокружения» – новой обязательной функции театра, заключающейся в организации в фойе передвижных выставок к пьесе, лекций и докладов врачей, авторов представлений, неоднократно рассматривались в работах медиков, посвященных санитарному просвещению. «Санпросветокружение» в театре осуществлялось с целью более углубленного раскрытия содержания пьес. Перед спектаклями иногда проводился сбор вопросов через почтовый ящик и в антрактах зрители получали на них ответы. Репертуар театра являлся основой для выполнения поставленных задач в санитарном просвещении.
Основные проблемы, составляющие тематику театра: советское строительство; строительство здравоохранения; инфекционные заболевания; социальные болезни; нервные болезни; охрана материнства и младенчества; физкультура; строительство нового быта. Но основной объем в тематике пьес и представлений в рассматриваемый период составили социальные проблемы: алкоголизм; венерические болезни; проституция; туберкулез. Тематика репертуара театров санитарного просвещения широко обсуждались на советах и конференциях, списки пьес рассматривались репертуарной комиссией института и только потом утверждались.